Региональный компонент
Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию коми регионального компонента, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, в вариативной части учебного плана детского сада введены дополнительные (факультативные) часы по образовательной области «Коммуникация» - занятия по обучению коми языку. Образовательная деятельность строится на основе программы «Парма» под редакцией С.Н. Штекляйн, С.С. Белых, Н.Б. Потолицыной и на основе методических рекомендаций И.А. Пасынковой «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа». Овладение коми языком русскоязычными детьми идёт через организацию 20-30-минутных занятий 2 раза в неделю, начиная со старшей группы. Длительность занятий составляет: с детьми шестого года жизни – не более 22 минут, с детьми седьмого года жизни – не более 30 минут. В средних группах обучение коми языку включается в совместную с детьми деятельность во вторую половину дня.
Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды наглядности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на коми языке.
В ДОУ реализация регионального компонента осуществляется в рамках:
• непосредственно-образовательной деятельности «Коммуникация»(обучение коми языку);
• проектной деятельности;
• организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;
• организации взаимодействия с родителями воспитанников;
• организации взаимодействия с социумом;
• смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;
• организации праздников и досугов.
В ДОУ разработана и принята к использованию рабочая программа «Обучение детей коми языку в дошкольном возрасте», и программа по внедрению в деятельность детей дошкольного возраста регионального компонента: знакомству детей с историей, культурой и бытом коми народа.
Цель программы: Воспитывать дошкольников в духе уважения и интереса коми национальной культуре.
Задачи:
1. Дать представление о республике Коми, ее культуре и особенностях.
2.Создавать условия для эстетического восприятия природы, живописи, литературы, искусства, музыки, народного фольклора, промыслов республики Коми.
3.Создавать условия для самостоятельной познавательной активности детей
Отражен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с учетом художественно-эстетического и нравственного развития воспитанников, содержания в разделе «Познаю мир», межпредметных связей по другим разделам детской деятельности, возрастных особенностей детей. Программа предполагает использование проектного метода, интегрированного подхода в обучении детей и технологии годового круга календаря. Использованы разные формы обучения: как часть занятий по развитию речи, познавательных, изоискусству, литературе, изобразительной деятельности. В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие формы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картин, подвижные и дидактические игры, творческое рассказывание.
Содержание развивающей среды групповых уголков и центров «Наш Коми край» предполагает учет следующих требований:
• Содержание коми уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во всех дошкольных группах.
• Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии «Природа родного края» (растения, животный мир) в старших и подготовительных группах.
• В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная символика Республики Коми, карта Республики Коми, герб п. Жешарт.
• Широко представлены предметы декоративно-прикладного искусства: резьба из дерева, берестяные изделия, народные игрушки, коми сувениры во всех дошкольных группах.
• Периодически происходит замена макетов «Зима (Весна, Лето, Осень) – в нашем лесу»
• Дидактические игры «В лесу», «Парочки», «С какого дерева лист?», «Животные и их детеныши», «Биологическое лото», «Геологическое лото» в старших дошкольных группах используются в учебной деятельности.
• Информационный материал, пособия, иллюстрации, книги по следующим направлениям: «Культура Республики Коми» (информация о писателях, поэтах, композиторах, художниках, артистах и спортсменах Республики Коми, п.Жешарт); «История Республики Коми» (информация о памятниках и памятных местах, о строительстве столицы и ЛПК, участие и помощь народа в Великой отечественной войне).
Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с Коми краем. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с Коми республикой включены все педагоги, специалисты и родители.
Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Музыка».
Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию раскрыта в образовательном проекте по формированию у детей духовно-нравственного отношения к культурному наследию «Знакомство с коми фольклором».
Цель проекта:
Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам культуры коми народа.
Задачи проекта.
• Создание условий для воспитания детей на традициях народной и православной педагогики;
• Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
• Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
• Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: коми народные праздники, дни коми кухни, посиделки, встречи с хором ветеранов в Доме культуры, встречи с коми поэтами, посещение музея с.Гам, библиотеки им С.Попова, Школы искусств, исполнение коми народных песен, игра на коми музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, сотрудничество с журналом «Би кинь», являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре коми народа, к овладению коми языком и повышению интереса у детей к истории народа коми.