2.Организация работы в группах оздоровительной и комбинированной направленности
Вариативная часть включает в себя дополнительные мероприятия по реализации программ коррекционной оздоровительно-профилактической направленности направленности, т.к. в ДОУ функционируют группы оздоровительной и комбинированной направленности:
- группы оздоровительной направленности – группы № 2, №3 (дети 2-3 лет); группы № 4, №5 (дети 3-4 лет);
- группы комбинированной направленности - группы № 11, №12, №13 (дети 6-7 лет).
2.1. Организация работы в группах комбинированной направленности
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушениями ОДА и плоскостопием в соответствии с образовательной программой ДОУ (вариативной и инвариантной части), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Организация работы в группах комбинированной направленности строится согласно Положения о группах комбинированной направленности, перспективного плана профилактически - оздоровительной работы с детьми, адаптированного режима дня.
Цели и задачи:
Комплексный подход к решению задач профилактики и коррекции ортопедических нарушений с учетом психических, медицинских, гигиенических аспектов данной проблемы.
Основные задачи, решаемые образовательным учреждением при реализации плана работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и плоскостопием :
• организация совместной профилактической и коррекционной деятельности медицинских работников, инструктора по физкультуре, педагогов, родителей;
• обучение родителей основам коррекционным психолого-медико-педагогическим знаниям;
• поиск диагностических коррекционно-профилактических технологий, соответствующих функциональным возможностям каждого ребенка;
• разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей.
• Изучение подходов к построению вариативного содержания коррекционно-развивающихся форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья.
• Разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности, организацию лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном учреждении в течение дня.
Оздоровительно-профилактические мероприятия проводятся по программе «Развивающая педагогика оздоровления», авторы: Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. с использованием литературы:
- «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорно- двигательного аппарата) В.О.Козыревой
- «Лечебная физкультура» В.А.Епифанова
- «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров
- «Плоскостопие у детей 6 - 7 лет: профилактика и лечение» В.С.Лосева
- «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова, О.М.Федоровская
- «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения» Г.П. Болонов
- «Коррекция двигательных навыков и двигательных качеств у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Е.Н. Коданева
Образовательная деятельность в группе комбинированной направленности осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.
Вариативная часть Программы в группах комбинированной направленности представлена дополнительными часами по образовательной области «Физическая культура», направленными на формирование осанки и профилактику плоскостопия у детей. Образовательную деятельность ведёт инструктор по физической культуре и воспитатель. Продолжительность образовательной деятельности – 30 минут 1 раз в неделю.
Организация жизнедеятельности дошкольника в течение дня
группы комбинированной направленности
(подготовительная группа)
|
Мероприятия |
Время |
1. |
Утренний прием Игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, оздоровительно-профилактическая деятельность (корректирующие игры - упражнения, дыхательная и пальчиковая гимнастика). Профилактическая гимнастика с детьми с нарушениями ОДА и плоскостопием (воспитатели групп и инструктор по ФИЗО). Работа с логопедом. Массаж. |
7.00 - 8.00 7.00 - 8.25
|
Утренняя гимнастика и умывание : использовать самомассаж ушных раковин кистей рук. |
8.25 - 8.35 |
|
Завтрак |
8.35 - 8.50 |
|
Продуктивная деятельность, игра. |
8.50 - 9.00 |
|
Непосредственно образовательная деятельность согласно расписанию: 1 занятие 2 занятие 3 занятие Перерыв между занятиями 10 минут, использование физминуток в форме: психогимнастики, логоритмических упражнений, игровых и двигательных заданий. |
9.00 - 9.30 9.40 - 10.10 10.20 - 10.50 |
|
II Завтрак |
10.10 - 10.20 |
|
Подготовка к прогулке и прогулка : игры, наблюдения, труд, физические упражнения, индивидуальная работа. |
10.50 - 12.25 |
|
Возвращение с прогулки. |
12.25 - 12.30 |
|
Обед |
12.30 - 12.55 |
|
Подготовка ко сну. Сон. |
12.55 - 15.00 |
|
Постепенный подъем, музыкотерапия, закаливающие мероприятия до и после сна. Оздоровительно- профилактическая деятельность: ходьба по дорожке здоровья, воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа, бодрящая гимнастика т.д. |
15.00 – 15.30 |
|
Полдник |
15.30 - 15.45 |
|
Непосредственно-образовательная деятельность. Работа с логопедом. |
15.45 - 16.15
|
|
Совместная деятельность. Игры. Самостоятельная продуктивная деятельность. Профилактические игры-упражнения. Работа с логопедом. |
15.45 - 16.30 |
|
Прогулка. Уход домой. |
16.30 - 17.30 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ПЛОСКОСТОПИЕМ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
№ |
Содержание деятельности |
Сроки
|
Ответственный |
|
1. |
Организация координационной деятельности медицинской и педагогической службы детского сада с педагогами и семьей
|
|
||
1.1 |
Провести организационное совещание в ДОУ на тему «Координация деятельности сотрудников детского сада в группе комбинированной направленности детей с нарушениями ОДА. Цель: Определение содержания и форм совместной деятельности, форм контроля. |
Сентябрь |
Заведующая ДОУ Врач
|
|
1.2 |
Разработать систему комплексной оценки состояния здоровья детей: - диагностику состояния здоровья детей; - разработка комплексных лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья каждого ребенка (на основе паспорта ребенка). Разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности, организации лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом всех видов деятельности детей (занятия, прогулки, сон, дополнительные образовательные услуги). |
Сентябрь |
Заведующая ДОУ Врач Ст. воспитатель
|
|
1.3 |
Провести консультацию с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей с нарушениями ОДА и плоскостопием». |
Ежегодно Октябрь |
Заведующая ДОУ Врач Воспитатели групп |
|
1.4 |
Организовать внутрисадовый контроль с целью оперативного отслеживания результатов воздействия медперсонала, инструктора по физкультуре, воспитателей на состояние здоровья и развития детей с нарушениями ОДА с целью кординации педагогической, медицинской, гигиенической, методической помощи детям с нарушениями ОДА. |
В течение года |
Заведующая ДОУ Врач Ст.медсестра Ст.воспитатель |
|
2. |
Проведение комплексных лечебно-оздоровительных профилактических и воспитательных мероприятий по нарушению опорно-двигательных навыков у детей. |
|||
2.1 |
Диагностика состояния здоровья детей 2 раза в год. |
Сентябрь Апрель |
Врач Старшая медсестра
|
|
2.2 |
Составить паспорт здоровья на основании осмотра детей узкими специалистами. |
Сентябрь |
Врач Старшая медсестра |
|
2.3 |
Выявить социально-психологический аспект воспитания в семье. |
|
Заведующая ДОУ Старший воспитатель Воспитатели групп |
|
2.4 |
Подводить 2 раза в год промежуточные итоги работы с целью: - корректировки оздоровительной работы; - определения эффективности и результативности оздоровительных и профилактических мероприятий; - определения скординированности действий между медицинской службы детского сада с педагогами и семьей. |
Январь Апрель |
Врач Заведующая ДОУ Старшая медсестра Воспитатели групп
|
|
2.5 |
Обеспечить полную информацию о состоянии здоровья каждого ребенка для воспитателей, родителей (на родительских собраниях, индивидуальных беседах, консультациях, педсоветах, информационных стендах «Уголки здоровья»). |
В течение года |
Врач Заведующая ДОУ Старшая медсестра
|
|
2.6 |
Повышать профессиональную компетентность педагогов: Провести консультации: «Роль каждого педагога в проведении лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий при нарушении ОДА у детей»; «Обеспечение оптимальной двигательной активности в течение дня с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка»; Подбор игр – упражнений для коррекции нарушений осанки и стопы. |
Декабрь
Декабрь |
Заведующая ДОУ Врач
Физинструктор Врач |
|
2.7 |
Организовать внутрисадовый контроль для оценки качества и эффективности взаимодействия медперсонала, педагогов, инструктора по физкультуре и семьи на состояние здоровья и развития детей с нарушениями ОДА; - организация лечебно-профилактической деятельности; - двигательной активности в течение дня (утро, вечер); - планирование и проведение индивидуальной работы с детьми в группах; - влияние микросреды детского сада на здоровье, развитие и психоэмоциональное состояние детей; - учет заболеваемости в соответствии с деятельностью педагогического и обслуживающего персонала; - физкультурно-оздоровительная деятельность и ее влияние на развитие физических качеств у детей (на физкультурных занятиях, на прогулке). |
В течение года |
Заведующая ДОУ Врач Ст. медсестра Ст. воспитатель
|
|
3. |
Взаимодействие с семьей |
|||
3.1 |
Привлечение родителей к тесному сотрудничеству: - обучение родителей основам медико-психолого-педагогическим знаниям с участием врача-педиатра, медсестер, физинструктора и других специалистов (через консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, устные журналы, дискуссии, знакомство с лучшим опытом семейного воспитания); - консультация «Профилактика плоскостопия у детей» (о диагностике и профилактике плоскостопия, обучение самомассажу стоп) -развитие правильной осанки (показ комплекса Л.Ф.К. дыхательной гимнастики); - информировать родителей о ходе оздоровительной и профилактической работы с детьми в детском саду (наглядная информация, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях); - ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья детей (собеседование с каждым родителем индивидуально): - с лечебно-профилактическими мероприятиями; - с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; - привлечение родителей к участию в оптимизации двигательного режима детей дома, к выполнению врачебной рекомендации, закреплению навыков (письменные и устные сообщения для родителей); - общее родительское собрание. |
В течение года
Январь
Апрель
Постоянно
В течение года
Октябрь Апрель В течение года Март |
Врач Ст.медсестра Воспитатели групп Физинструктор
Врач Медсестра по массажу
Заведующая ДОУ Врач Воспитатели групп
Старшая медсестра Врач
|
|
4. |
Лечебно-профилактическая работа |
|||
4.1 |
Лечебный массаж детям с нарушением осанки и деформацией стопы. |
По плану |
Медсестра по массажу |
|
4.2 |
Дыхательная гимнастика |
|
Воспитатели групп Физинструктор |
|
4.3 |
Общеукрепляющие мероприятия: -фитотерапия (настои отвары из трав), -витаминотерапия – комплекс витаминов и минералов (аскорбиновая кислота, ревит) -иммунномодуляторы: элеутерококк, лейкоцитарный интерферон, анаферон, арбидол. - смазывание носа оксалиновой мазью, -полоскание зева прохладной водой. |
В течение года (совместно с родит.)
|
Врач Ст. медсестра Воспитатели групп
|
|
5
|
Физкультурно-оздоровительная работа |
|||
5.1 |
НОД . ОО «Физическая культура» -дополнительное занятие, направленное на формирование осанки и профилактику плоскостопия. |
1 раз в неделю |
Воспитатели групп Физинструктор |
|
5.2 |
Индивидуальные: Дополнительные физкультурные упражнения и подвижные игры специализированного воздействия в группе и на прогулке.
Физкультурные занятия босиком. Утренняя гимнастика на улице с обязательным бегом на выносливость, дыхательными упражнениями, с подвижными играми и упражнениями. Закаливание. Гимнастика после сна. После дневного сна в течение 5 -7 минут пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами. |
постоянно в течение дня
2 раза в неделю 12-15 минут
не более 15 минут |
Воспитатели групп Физинструктор
|
|
6 |
Материально-техническое обеспечение |
|||
6.1 |
Обновить нестандартное оборудование спортивным инвентарем в физзале и группах Приобрести: В интегрированные группы обручи, массажные мячи и др.
|
|
Физинструктор Воспитатели |
2.2. Организация работы в группах оздоровительной направленности
Группы оздоровительной направленности созданы для часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.
В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой ДОУ, обязательной и вариативной ее части, а также комплекс санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Организация работы в группах оздоровительной направленности строится согласно Положения о группах оздоровительной направленности и утвержденного медико-педагогической комиссией ДОУ перспективного плана профилактически - оздоровительной работы с детьми.
Цель: обеспечение комплексной оздоровительной работы с детьми, сохранности их физического и психического здоровья.
Задачи:
· оказывать профилактическую, оздоровительную, социально - педагогическую поддержку детей на основании анализа и диагностики физического развития каждого ребенка, на основании осмотра детей и рекомендацией врачей- специалистов.
· разработка оптимальных моделей режима дня и двигательной деятельности, организацию лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом всех видов деятельности детей в образовательном учреждении в течение дня.
Медицинский и педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения проводит комплексное оздоровление детей в группах ЧБД с учетом состояния их здоровья, включающее в себя:
- щадящий режим;
- рациональное, сбалансированное питание;
- массаж (по назначению врача);
- санацию хронических очагов инфекции (по назначению врача);
- проведение специальных закаливающих процедур и прогулок;
- медикаментозную терапию (за счет средств родителей при наличии назначения врача).
В группах оздоровительной направленности реализуется программа «Как воспитать здорового ребенка» В. Г. Алямовской (раздел «Здоровье») в образовательных областях «Здоровье», «Физическая культура» и в режимных моментах с использованием методических пособий:
-«Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет» М.А. Руновой
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючиной
- «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми ДОУ» Б.Б.Егоров
- «Подвижные игры, физминутки, общеразвивающие упражнения с речью и музыкой»
Т.С.Овчинникова
- «Укрепляйте здоровье детей» Е.Н.Вавилова и др.
Образовательная деятельность в группах оздоровительной направленности осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.
Организация жизнедеятельности в течение дня
группы оздоровительной направленности
(Iмладшая группа)
|
Мероприятия
|
Время |
1. |
Утренний прием Игры, индивидуальная работа с детьми |
7.00 - 8.00
|
2. |
Утренняя гимнастика |
8.00 - 8.10 |
3. |
Завтрак |
8.10 - 8.30 |
4. |
Оздоровительно-профилактическая деятельность: витаминизация, массаж |
8.30 - 8.40 |
5. |
Предметная деятельность |
8.40 – 9.00 |
6. |
Непосредственно образовательная деятельность |
9.00 - 9.10 |
7. |
II Завтрак |
9.30- 9.40 |
8. |
Подготовка к прогулке и прогулка |
9.40 – 11.00 |
9. |
Возвращение с прогулки, самостоятельная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения |
11.05 - 11.30 |
10. |
Подготовка к обеду, обед |
11.30 - 12.00 |
11. |
Дневной сон |
12.00 - 15.00 |
12. |
Постепенный подъем, оздоровительно-профилактическая деятельность: бодрящая гимнастика, ходьба по дорожке здоровья, воздушные ванны |
15.00 – 15.10 |
13. |
Полдник |
15.10 - 15.30 |
14. |
Образовательная деятельность |
15.30 - 15.50
|
15. |
Самостоятельная деятельность: игры, индивидуальная работа, прогулка |
15.50 - 17.30 |
16. |
Уход домой. |
17.30 |