1.Особенности организации приоритетного направления деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению
1. 1.Организация здоровьесберегающей деятельности
В ДОУ реализуется приоритетное физкультурно-оздоровительное направление, вариативная и инвариантная части обеспечивают реализацию данного направления.
Здоровье является важнейшим показателем, отражающим основные биологические характеристики ребенка. Оздоровительно-профилактическая работа в дошкольном учреждении строится согласно Комплексного плана здоровьесберегающей деятельности (прилагается), представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально – психологического благополучия; на раннее выявление отклонений в состоянии физического и психического развития ребенка, коррекцию выявленной патологии; предупреждение рецидивов хронического заболевания, формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Задачи для специалистов ДОУ:
• Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
• Реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
• Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
• Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.
В ДОУ для оказания профилактических - оздоровительных услуг созданы необходимые условия: медицинский кабинет, изолятор, кабинет массажа, спортивный зал. На территории детского сада имеется оборудованная спортивным инвентарем физкультурная площадка.
Кабинеты оснащены в соответствии с их назначением, необходимым оборудованием и инвентарем для проведения массажа, занятия физкультурой.
Большое внимание уделяется комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Используются элементы оздоровительных программ и методик: В.Г.Алямовской «Здоровье», М.И.Чистяковой «Психогимнастика», А.А.Уманской «Точечный массаж», В.М Стрельниковой «Дыхательная гимнастика» - на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в режимных моментах и т.д.Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.
В ДОУ разработана система физкультурно-оздоровительной работы, система оздоровления детей, система закаливающих мероприятий, внедряются в ВОП здоровьесберегающие технологии.
С целью улучшения качества образовательного процесса, в рамках реализации физкультурно-оздоровительного направления деятельности, в ДОУ проводятся :
• «Здоровый дошкольник», как форма совместной деятельности с детьми
• Логоритмика «Веселая полянка», как форма утренней гимнастики.
Традиционно с родителями проводятся 1 раз в месяц физкультурные досуги и День здоровья, в которых участвуют все воспитанники МБДОУ, праздники «Зимние забавы», «Здравствуй, лето звонкое», «Праздник мяча и скакалки», «С папой мы сильнее всех», «Знатоки дорожных правил».
Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению, основанная на классических образцах и педагогических инновациях, способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения, позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
1.2 Система физкультурно-оздоровительной работы
Перечислим основные необходимые составляющие системы физкультурно-оздоровительной работы:
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей и реализации двигательных потребностей ребенка;
• медицинский контроль и медико-педагогический контроль;
• включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
• специально организованная работа по физическому воспитанию, её адаптация с учетом уровня физического и психомоторного развития, особенностей двигательной сферы и состояния здоровья детей;
• спортивно-оздоровительная деятельность: физкультурные досуги (1 раз в месяц до 40 мин), дни здоровья, спортивные праздники (зимний и летний до 1 часа), соревнования;
• формирование представлений о здоровом образе жизни;
• включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.
Создание специальных условий для развития и оздоровления детей включает:
разработку гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года и др.;
введение в режим дня и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);
реализацию плана оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня, утренний прием на улице, прогулки в любую погоду, соблюдение воздушного режима, витаминизация, облегченная форма одежды, специально организованные занятия на улице;
создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Система оздоровления детей
№ п/п |
Формы и методы |
Содержание |
Контингент детей |
1. |
Обеспечение здорового ритма жизни |
Щадящий режим (адаптационный период) |
Все группы |
Гибкий режим |
|||
Организация микроклимата и стиля жизни группы |
|||
Рациональное питание |
|||
Занятия ОБЖ |
Стар.и подгот. группы |
||
2. |
Двигательная активность |
Утренняя гимнастика |
Все группы |
Физкультминутки |
|||
Физкультура на улице |
|||
Подвижные и динамичные игры |
|||
Спортивные игры |
|||
Дыхательная гимнастика |
|||
3. |
Гигиенические и водные процедуры |
Умывание |
Все группы
|
Полоскание зева |
|||
Игры с водой |
|||
Обеспечение чистоты среды |
|||
4. |
Свето-воздушные ванны |
Соблюдение режима проветривания |
Все группы |
Прогулки на свежем воздухе |
|||
Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха |
|||
Сон при открытых фрамугах |
Старшие и подготовитель. группы.(учитывая самочувствие детей) |
||
5. |
Активный отдых |
Развлечения |
Все |
Праздники |
|||
Игры-забавы |
|||
Дни здоровья |
|||
Каникулы |
|||
Спортивные досуги |
|||
|
|
||
7. |
Музыкотерапия |
Музыкальное сопровождение режимных моментов |
Все |
Музыкальное оформление фона занятий |
|||
Использование музыки в театрализованной деятельности |
|||
Засыпание под спокойную музыку |
|||
Постепенное просыпание под музыку |
|||
8 |
Диагностика |
Тестовые обследования на выявление нарушений физического развития |
Все |
Диагностика физического развития |
1.3 Система закаливающих мероприятий
Основные принципы закаливания:
• систематичность и постоянство всех процедур закаливания;
• осуществление процедур закаливания строго при условии, что ребенок практически здоров;
• недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций;
• тщательный учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
• постепенное и последовательное увеличение интенсивности закаливающих процедур с разрешением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
• комплексное использование всех природных факторов.
№ |
Оздоровительные мероприятия |
I |
II |
средняя |
старшая |
подготовительная |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Утренний прием детей на воздухе |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Контрастное воздушное закаливание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дыхательная гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Босохождение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Ребристая доска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Дорожка с пуговицами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Точечный массаж |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
Умывание прохладной водой |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Прогулка 2 раза в день |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
Коррекционная гимнастика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Сон без маечек |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Соблюдение воздушного режима |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
Проветривание помещений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
Световой режим |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
Время |
Мониторинг |
|||
- определение уровня физического развития:
|
|
старшая медсестра |
2 раза в год (сентябрь, май) |
- определение уровня физической подготовленности |
|
инструктор ФИЗО |
2 раза в год (сентябрь, май) |
- диспансеризация |
1 раз в год |
специалисты детской поликлиники, ст.м\с, врач |
1 раз в год |
- циклограмма заболеваемости и посещаемости |
1 раз в месяц |
заведующая старшая медсестра |
в течение года |
Создание здоровьесберегающей развивающей среды, обеспечивающее комфортное пребывание |
|||
- организация жизни детей а адаптационный период, создание комфортного режима |
сентябрь- октябрь |
воспитатели, медработники |
в течение года |
- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (полный дневной сон, прогулки на свежем воздухе, уменьшение продолжительности учебного процесса) |
ежедневно |
воспитатели
|
в течение года |
Строгое соблюдение санитарно- эпидемиологического режима |
|||
Влажная уборка помещений |
ежедневно |
младшие воспитатели |
в течение года |
Проветривание |
ежедневно |
младшие воспитатели |
в течение года |
Кварцевание групповых помещений |
ежедневно |
младшие воспитатели |
в течение года |
Обеспечение двигательной активности |
|||
- физкультурное занятие типы: классические занятия двигательные рассказы сюжетно-игровые на основы подвижных игр на основе упражнений и игр с пособиями контрольные занятия соревнования занятия-тренировки походы в парк |
3 раза в неделю |
инструктор по физическому воспитанию |
в течение года |
- утренняя гимнастика |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- прогулки с включением подвижных игровых упражнений |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- оздоровительный бег |
ежедневно во время прогулок |
воспитатели |
с апреля по ноябрь на улице, с декабря по март в помещении |
- музыкально- ритмические занятия |
2 раза в неделю |
музыкальный работник |
в течении года |
- кружки: логоритмическая гимнастика «Веселая полянка» |
1 раз в неделю, вместо утренней гимнастики |
музыкальные руководители логопед |
в течение года |
- физминутки на динамические паузы |
во время занятий |
воспитатели |
в течение года |
- ритмическая гимнастика |
2 раза в неделю |
инструктор по физическому воспитанию |
в течение года |
- спортивный досуг |
1 раз в неделю |
инструктор по физическому воспитанию |
в течение года |
- гимнастика глаз |
во время занятий на физкультминутках |
воспитатели |
в течение года |
- дыхательная гимнастика |
во время утренней гимнастики |
воспитатели |
в течение года |
Закаливание |
|
||
- соответствующая одежда для улицы |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- прогулки на свежем воздухе |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- контрастное обливание |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- дневной сон в хорошо проветренной комнате ( температура +14+15) |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- воздушные ванны ( температура +18+20) |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- полоскание зева обширной водой |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- хождение босиком в групповых помещениях,
|
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- обтирание рукавичками |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- бодрящая гимнастика после сна |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- обширное умывание |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- «дорожка» здоровья |
ежедневно |
воспитатели |
в течение года |
- утренний прием на свежем воздухе |
ежедневно |
воспитатели |
май- сентябрь |
- солнечные ванны |
|
воспитатели |
май- сентябрь |
Лечебно - оздоровительная профилактическая работа |
|||
- чесночно - луковые закуски |
перед обедом |
младшие воспитатели |
ноябрь- февраль |
- ароматизация групповых помещений чесноком |
в течение дня |
младшие воспитатели |
ноябрь- март |
- вакцинация от гриппа |
|
медработники |
октябрь- ноябрь |
- настойка шиповника |
1 раз в день в 11 часов 3 раза в неделю |
младшие воспитатели, медработники |
ноябрь |
- витаминотерапия «РЕВИТ» |
2 раза в день |
медработники |
декабрь |
- оксолиновая мазь в нос |
2 раза в день |
младшие воспитатели, медработники |
период эпидемии гриппа, ОРВИ |
- ионизация воздуха |
1 раз в день |
медработники |
период эпидемии гриппа, ОРВИ |
- вакцинация против гриппа |
1 раз в год |
медработники |
период эпидемии гриппа |
Работа с часто болеющими детьми |
|||
- массаж оздоровительной и грудной клетки |
10 процедур |
массажистка |
январь |
- настойка овса |
в 11 часов 3 раза в неделю |
младший воспитатель, медработник |
декабрь |
- полоскание зева травами, фурациллином, содой, солью |
10 дней после дневного сна |
младший воспитатель, медработник |
январь |
- дыхательная гимнастика |
во время занятий, прогулки |
воспитатель |
в течение года |
Работа с детьми, страдающими ЛОР патологией |
|||
- полоскание зева травами, фурациллином, содой, солью |
10 дней |
младший воспитатель, медработник |
по назначению врача |
Работа с детьми, с патологией опорно-двигательного аппарата |
|||
- коррегирующая гимнастика |
|
воспитатели |
в течение года |
- массаж позвоночника и стоп |
|
массажистка |
ноябрь март |
Работа с детьми болеющими патологией центральной нервной системы |
|||
- настои мяты |
2 раза в неделю |
младший воспитатель, медработник |
октябрь- апрель |
Работа с тубинфицированными детьми |
|||
- диета обогащенная витаминами (соки, фрукты), дополнительное питание |
ежедневно |
младший воспитатель, медработник |
март, в летний период |
- отвар овса |
2 раза в неделю |
младший воспитатель, медработник |
февраль |
ОО «Здоровье» |
|||
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью. |
1 раз в месяц |
воспитатели групп старшая медсестра |
в течение года |
Коррекционная работа |
|||
- логопедические занятия с детьми с нарушениями речи ( подгруппы, индивидуальные) |
ежедневно |
учитель-логопед |
в течение года |
Работа с родителями, пропаганда здорового образа жизни |
|||
- анкетирование родителей |
|
воспитатели оздоровительных групп, медперсонал и другие специалисты ДОУ |
в течение года |
- оформление уголка здоровья в группах |
|||
- как уберечь детей от простуды |
|||
- роль семьи в оздоровлении семьи |
|||
- основы правильного питания и другие. |
|||
- дни открытых дверей ( с фрагментами физ.занятий, физ.упражнений, с обменом опыта родителей об оздоровлении в семье, оформление фотостенда, например : - «Отдых с семьей», «Будь здоров» и др. - физкультурные развлечения, «Папа , мама, я - спортивная семья», возможно другие варианты.
|