6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Цель: создать систему сбора, анализа, представления информации как базу управления. Итоги результата мониторинга и диагностики оформляются в виде таблиц, схем, диаграмм, графика.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса проводится в начале и конце учебного года .Осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга (в соответствии с «моделью выпускника»).
В процессе мониторинга исследуются:
• физические,
• интеллектуальные,
• личностные качества ребенка путем различных методов исследований:
• наблюдения и анализ наблюдений;
• анализа документации;
• серий бесед, опросов;
• тестов;
• игр и упражнений;
• создания ситуаций;
• анкетирование, интервьюирования;
• проверочных, итоговых, контрольных заданий на занятиях;
• экспертных оценок с использованием различных методов исследования.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица 1.
таблица 1. |
|||||||||||||||||||||
Группа детского сада |
|||||||||||||||||||||
Дата проведения мониторинга |
|||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Имя, фами лия ребенка
|
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям |
||||||||||||||||||||
Здоровье |
Физическая культура |
Социализация |
Труд |
|
Безопасность |
Познание |
Коммуникация |
Чтение художественной литературы |
Художественое творчество |
Музыка |
Итоговый результат |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Оценка уровня развития:
1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла—отдельные компоненты не развиты;
3 балла—средний уровень развития ;
4 балла— уровень развития выше среднего;
5 баллов--- высокий.
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами ДОУ и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
В ходе мониторинга детского развития педагоги заполняет таблицу 2.
Таблица 2 МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ |
||||||||||
|
Группа детского сада |
|||||||||
|
Дата проведения мониторинга |
|||||||||
|
|
Уровень развития интегративных качеств |
||||||||
Имя, фамилия ребенка |
Физическое развитие |
Любознательность, активность |
Эмоциональность, отзывчивость |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми |
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
Представление о себе , семье, обществе, государстве, мире и природе. |
Овладение предпосылками учебной деятельности |
Итоговый результат |
|
Оценка уровня развития:
1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла—отдельные компоненты не развиты;
3 балла—средний уровень развития;
4 балла— уровень развития выше среднего;
5 баллов--- высокий.