2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных направлениях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первого направления – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) установлен в режиме дня, дозирование нагрузки обозначает пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы определен в зависимости контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет 9 минут для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет и составляет 1,5 часа в неделю. Непрерывно образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни – 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни – 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет 40 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни – 20-25 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет 45 минут; допускается проведение третьего (физкультурного) занятия на улице 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 7-го года жизни – 30 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет 1 час 30 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет 10 минут.
Организационной основой реализации Программы является Примерный календарь праздников (событий), на основании которого составлено комплексно-тематическое планирование на учебный год.
Кроме этого, в ежедневной организация жизнедеятельности детей реализуются режим двигательной активности и режим питания. Режим дня корректируется в соответствии с разработанной в учреждении системой физкультурно-оздоровительной работы.
2.2. Режим дня
Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня в разных возрастных группах разработан на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН и скорректирован с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.
Режим дня разработан с учетом следующих принципов:
- составление режима дня в соответствии с возрастными возможностями ребенка и состоянием его здоровья;
- соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;
- отведение времени для самостоятельной (нерегламентированной и регламентированной) деятельности ребенка;
- организация режима пребывания детей в детском саду (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде);
- составление режима дня с учетом приоритетных направлений развития детей (в группах оздоровительной и комбинированной направленности);
- проведение мероприятий по профилактике утомления отдельных воспитанников.
Режим дня в детском саду на холодный и теплый периоды года, в группах к оздоровительной и комбинированной направленности приведены в таблицах.
2.3. Организация двигательного режима
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние, здоровья и развитие ребенка-дошкольника, является двигательная активность. Благоприятное воздействие на организм может быть оказано только в том случае, если ее уровень находится в пределах оптимальных величин. Двигательный режим включает в себя разные виды занятий по физической культуре и самостоятельную деятельность, в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей.
Таким образом, двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как: оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, ходьба по «дорожке здоровья», двигательная разминка во время перерыва между занятиями.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности.
Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
При разработке режима двигательной активности учитывали следующие факторы:
• удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
• рациональное содержание двигательной деятельности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода;
• оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста, в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.
Модель двигательного режима в детском саду
Форма организации |
Длительность проведения, мин |
Примечание |
||||
1-я младшая |
2-я младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготов. |
|
|
1. Утренняя гимнастика
|
4-5 |
5-6 |
6-8 |
8-10 |
10-12 |
ежедневно |
2. Физкультурное занятие |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
• раза в неделю ( ясли и 1 мл.-1 раз в неделю) |
3. Физкультминутка
|
|
2-3 |
6 |
9 |
9-12 |
ежедневно |
4. Упражнения после сна
|
2-3 |
2-3 |
3-5 |
15 |
15 |
ежедневно |
5. Подвижные игры
|
10+10 |
10+10 |
10+12 |
10+15 |
10+20 |
1 утром и 1 вечером, не менее 3 игр |
6. Физкультурные упражнения
|
5-8 |
6-10 |
10-12 |
12-15 |
10-15 |
ежедневно |
7. Спортивные игры |
|
2-4
|
10-12
|
10-15 |
10-15 |
ежедневно |
8. Игры- забавы
|
|
|||||
Летом |
|
6-8 |
6-10 |
8-10 |
10-15 |
два раза в неделю |
Зимой
|
|
|
|
8-10 |
10-15 |
два раза в неделю |
Аттракционы
|
|
20 |
30 |
30 |
40 |
ежедневно |
9. Спортивные развлечения летом учебный год спортивный праздник
|
досуги 1 раз в месяц |
|||||
два раза в месяц первая и последняя недели месяца |
||||||
один раз в месяц ( вторая неделя месяца) |
||||||
два раза в год - Февраль, Июнь |
||||||
10. Музыкально-ритмические движения |
4-6 |
5-7 |
15 |
20 |
25 |
1 раз в неделю |
2.4. Режим питания.
Обязательным условием нормального роста организма, его гармоничного физического и психического развития является организация рационального питания. В детском саду организовано четыреххразовое питание, которое осуществляется в соответствии с «Примерным 10-дневным меню» для организации питания детей от 1,5 до 7 лет в государственных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, с 10,5 часовым пребыванием детей.
Организация питания — немаловажный компонент в системе жизнедеятельности ДОУ. Для соблюдения правильного питания учитываем три условия:
1. Наличие в пище необходимых ингредиентов в соответствии с требованиями СанПиН. Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, витаминизированных продуктов. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Кроме того, в пищу вводится витамин С.
2. Сохранение и укрепление здорового пищеварительного тракта, а также наличие в нем всех ферментов для переработки пищи.
3. Рациональный режим питания, включающий:
— технологию приготовления пищи;
— рациональное приготовление пищи в течение дня.
2.5. Проектирование воспитательно- образовательного процесса
2.5.1. Структура учебного года
* Начало учебного года – с 02.09.2012 г.
* Окончание учебного года – 30.05.2012 г.
* Количество учебных недель - 36 недель.
* Продолжительность учебной недели – 5 дней (пн. - пят.)
* Объем недельной образовательной нагрузки: вторая группа раннего возраста – 10,
I младшая группа – 10, II младшая группа – 11, средняя группа – 10, старшая группа – 15, подготовительная к школе группа – 17.
* Сроки проведения каникул: с 13.01.2014 по 17.01.2014 г.
* Сроки проведения мониторинга качества образования: мониторинг достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – с 16.09.2013 г. по 20.09.2013 г.; с 19.05.2014 г. по 23.05.2014 г.
2.5.2. Структура воспитательно- образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьей, социальными партнерами
|
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
||
Образовательный процесс в течение дня включает три блока:
Первый блок: утренний образовательный блок с 7.00 до 9.00 включает в себя:
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
самостоятельную деятельность детей;
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Второй блок: развивающий блок с 9.00 по 11.00 представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также организованное обучение в форме занимательных игр.
Третий блок: вечерний блок с 15.30 до 17.30 включает в себя:
самостоятельную деятельность детей;
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, образовательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют.
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов.
Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.
Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Образовательный процесс в ДОУ организуется в течение всего календарного года. Непосредственно образовательная деятельность регламентируется согласно годового учебного графика ДОУ.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (Расписание), которое ежегодно принимается Советом педагогов, утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется.
В течение дня реализуются все образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»..
Модель организации образовательного процесса
в режимных моментах по видам деятельности на день
Младший дошкольный возраст
№ п/п |
Направления развития ребенка |
Виды детской деятельности |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
1. |
Физическое развитие и оздоровление |
Двигательная
|
Прием детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; воздушные ванны) Физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности Занятия физической культурой Прогулка в двигательной активности |
Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Самостоятельная двигательная деятельность
|
Игровая
|
подвижные дидактические игры, подвижные игры, игровые сюжеты, подвижные игры с правилами, игровые упражнения) |
Игры и развлечения Самостоятельная игровая деятельность Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения |
||
Коммуникативная
|
Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Беседа, ситуативный разговор |
Общение со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов Речевая ситуация
|
||
2. |
Познавательно-речевое развитие |
Игровая
|
подвижные дидактические игры, подвижные игры, игровые сюжеты, подвижные игры с правилами, игровые упражнения) сюжетно-ролевая игра хороводы |
Игры и развлечения Самостоятельная игровая деятельность Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения
|
Коммуникативная
|
Беседа ситуативный разговор Речевая ситуация Сюжетные игры Беседы |
Дидактические игры с правилами Составление отгадывание загадок |
||
Познавательно-исследовательская
|
Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты |
Реализация проекта Игры с правилами Коллекционирование Беседы
|
||
Продуктивная
|
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества |
Реализация проектов
|
||
Трудовая
|
Совместные действия Дежурство Поручение
|
Реализация проекта Поручение Совместные действия
|
||
Чтение художественной литературы |
Чтение Обсуждение Разучивание |
Чтение Обсуждение
|
||
3. |
Социально-личностное развитие |
Игровая
|
Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры |
Игры с ряжением Сюжетно-ролевые игры |
Коммуникативная
|
Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры общения Индивидуальные и подгрупповые беседы |
Общение детей между собой Общение младших и старших детей Общение ребенка со взрослыми
|
||
Продуктивная
|
формирование навыков культуры еды этика быта, |
Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения |
||
Трудовая
|
Совместные действия Дежурство Поручение |
Реализация проекта Поручение Совместные действия |
||
Чтение художественной литературы |
Чтение Обсуждение Разучивание |
Чтение Обсуждение
|
||
4. |
Художественно эстетическое развитие |
Продуктивная
|
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества |
Реализация проектов
|
Музыкально-художественная
|
Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры |
Импровизация Музыкально-дидактические игры |
||
Чтение художественной литературы
|
Чтение Обсуждение Разучивание трудовые поручения |
Чтение Обсуждение
|
||
Двигательная |
Формирование навыков рисования, аппликации, конструирования. |
Вечерняя прогулка (индивидуальная работа по развитию мелкой моторики) Самостоятельная изобразительная и музыкальная деятельность |
Особенности организации образовательного процесса
в группах для детей старшего возраста
Цель: обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях.
Участниками образовательного процесса являются дети 5–7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе необходимо соблюдение следующих условий:
число групп и их комплектация определяется количеством детей, достигших 5 лет;
для родителей детей старшей и особенно подготовительной группы организована система консультирования по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5-7 лет посещают уроки школы № 30, приглашают учителей начальных классов в ДОУ, проводятся совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования;
освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
в процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (занятия, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.);
выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы;
проводится индивидуальная работа по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях семьи;
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна, прогулок) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие;
продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет: в старшей группе – 20- 25 минут, в подготовительной группе –30 минут;
самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды;
организация прогулок для детей старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию; обеспечение двигательной активности через подвижные игры, соревнования, эстафеты, сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная: подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; игровая; сюжетные игры; игры с правилами.
Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов.
Коммуникативная: беседа ситуативный разговор; речевая ситуация; составление отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами.
Трудовая: совместные действия; дежурство; поручение; реализация проекта.
Познавательно-исследовательская: наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта; игры с правилами.
Музыкально-художественная: слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры.
Чтение художественной литературы: чтение; обсуждение; разучивание.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.
Модель организации образовательного процесса в режимных моментах
по видам деятельности на день в старшем дошкольном возрасте
№ п/п |
Направления развития ребенка |
Виды детской деятельности |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
1. |
Физическое развитие и оздоровление |
Двигательная
|
Прием детей на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; воздушные ванны) Физкультминутки во время непосредственной образовательной деятельности Занятия физической культурой Прогулка в двигательной активности |
Гимнастика после сна Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений) Самостоятельная двигательная деятельность Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Ритмическая гимнастика Хореография |
Игровая
|
подвижные дидактические игры, подвижные игры, игровые сюжеты, подвижные игры с правилами, игровые упражнения) |
Игры и развлечения Самостоятельная игровая деятельность Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения |
||
Коммуникативная
|
Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта) Беседа, ситуативный разговор
|
Общение со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов Речевая ситуация
|
||
2. |
Познавательно-речевое развитие |
Игровая
|
подвижные дидактические игры, подвижные игры, игровые сюжеты, подвижные игры с правилами, игровые упражнения) сюжетно-ролевая игра хороводы |
Игры и развлечения Самостоятельная игровая деятельность Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Развивающие игры Интеллектуальные досуги Занимательные дела по интересам Индивидуальная работа |
Коммуникативная
|
Беседа ситуативный разговор Речевая ситуация Сюжетные игры Беседы
|
Дидактические игры с правилами Составление отгадывание загадок |
||
Познавательно-исследовательская
|
Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты |
Реализация проекта Игры с правилами Коллекционирование Беседы
|
||
Продуктивная
|
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества |
Реализация проектов
|
||
Трудовая
|
Совместные действия Дежурство Поручение |
Реализация проекта Поручение Совместные действия |
||
Чтение художественной литературы |
Чтение Обсуждение Разучивание |
Чтение Обсуждение
|
||
3. |
Социально-личностное развитие |
Игровая
|
Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры
|
Игры с ряженьем Сюжетно-ролевые игры Тематические досуги в игровой форме |
Коммуникативная
|
Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Формирование навыков культуры общения Индивидуальные и подгрупповые беседы |
Общение детей между собой Общение младших и старших детей Общение ребенка со взрослыми
|
||
Продуктивная
|
формирование навыков культуры еды этика быта, |
Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе Работа в книжном уголке
|
||
Трудовая
|
Совместные действия Дежурство Поручение
|
Реализация проекта Поручение Совместные действия
|
||
Чтение художественной литературы |
Чтение Обсуждение Разучивание
|
Чтение Обсуждение
|
||
4. |
Художественно эстетическое развитие |
Продуктивная
|
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
|
Реализация проектов
|
Музыкально-художественная
|
Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Занимательные дела по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Экскурсии в природу Посещение музеев |
Импровизация Музыкально-дидактические игры Занимательные дела в изостудии Музыкально-художественные досуги Индивидуальная работа |
||
Чтение художественной литературы
|
Чтение Обсуждение Разучивание трудовые поручения |
Чтение Обсуждение
|
||
Двигательная |
Формирование навыков рисования, аппликации, конструирования Музыкально-ритмические импровизации |
Вечерняя прогулка (индивидуальная работа по развитию мелкой моторики) Самостоятельная изобразительная и музыкальная деятельность |
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится:
на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника;
организуются как совместная интегративная деятельность взрослых с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и др.
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
№ |
Виды детской деятельности |
Формы |
1 |
Двигательная |
· Подвижные дидактические игры · Подвижные игры с правилами · Игровые упражнения · Соревнования |
2 |
Игровая |
· Сюжетные игры · Игры с правилами |
3 |
Продуктивная |
· Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества · Реализация проектов |
4 |
Коммуникативная |
· Беседа ситуативный разговор · Речевая ситуация · Составление отгадывание загадок · Сюжетные игры · Игры с правилами |
5 |
Трудовая |
· Совместные действия · Дежурство · Поручение · Реализация проекта |
6 |
Познавательно-исследовательская |
· Наблюдение · Экскурсии · Решение проблемных ситуаций · Экспериментирование · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами |
7 |
Музыкально-художественная |
· Слушание · Исполнение · Импровизация · Экспериментирование · Музыкально-дидактические игры |
8 |
Чтение художественной литературы |
· Чтение · Обсуждение · Разучивание |
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;
партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется и в процессе проведения режимных моментов: утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, послеобеденного сна. В режимные моменты активизируется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется возрастом детей. В младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности (игра, труд, совместная деятельность). Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между непосредственно- образовательной деятельностью, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр.
Дети всех групп выходят на прогулку дважды в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Прогулка состоит из следующих частей:
самостоятельная двигательная активность детей и игра;
самостоятельная познавательная активность;
совместная деятельность взрослого с детьми (двигательная активность и игра). Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения учреждения.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:
обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
2.5.3. Взаимодействие специалистов
Руководство всей деятельностью детского сада осуществляется заведующим в соответствии с Уставом ДОУ:
координирует работу педагогов и специалистов, а также разработку педагогической документации;
координирует взаимодействие между представителями педагогической практики.
Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением медико-педагогического комиссии; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует предметно - развивающую среду.
Старший воспитатель осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОУ.Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив.
Организует работу педагогических, методических советов, других форм методической работы, участвует в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям.
Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОУ. Проводит мониторинг за здоровьем, развитием дошкольников.
Воспитатель. Организация непосредственно образовательной деятельности (совместная и самостоятельная деятельность). По подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. Развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения. Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов. Применение здоровье сберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей уровне развития мелкой моторики.
Воспитатель, реализующий НРК. Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании деятельности, направленной на реализацию национально – регионального компонента в ДОУ. Способствует формированию национального самосознания, уважения к истории и культурному наследию Республики Коми. Организует непосредственно образовательную деятельность (совместную и самостоятельную деятельность) в интеграции с другими образовательными областями с учетом специфики коми языка, направленной на реализацию национально – регионального компонента в ДОУ. Осуществляет связь с родителями воспитанников для реализации национально – регионального компонента ВДОУ.
Воспитатель по изодеятельности. Осуществляет художественно-эстетическое направление ДОУ. Организует непосредственно образовательную деятельность (совместную и самостоятельную деятельность) в интеграции с другими образовательными областями. Осуществляет нравственное, эстетическое воспитание воспитанников. Развивает изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.
Логопед. Организация взаимодействия педагогов, коррекционно-профилактическая работа, диагностическая работа с детьми. Специально-коррекционная работа с детьми с нарушениями речи. Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.
Работа с педагогическим коллективом. Повышение уровня психологической грамотности родителей. Консультативная работа с родителями. Коррекционная работа с родителями.
Музыкальный руководитель. Осуществляет художественно-эстетическое направление ДОУ. Организует непосредственно образовательную деятельность (совместную и самостоятельную деятельность) в интеграции с другими образовательными областями.
Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей. Учет психического, речевого и физического развития детей при подборе музыкального и песенного репертуара. Использование на занятиях элементов пластических этюдов и двигательных импровизаций детей, музыкотерапии, ритмической и танцевально-игровой гимнастики.
Инструктор по физической культуре. Осуществляет физкультурно-оздоровительное направление ДОУ. Организует непосредственно образовательную деятельность (совместную и самостоятельную деятельность) в интеграции с другими образовательными областями.
Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников, проведение игровой гимнастики, комплексов общеразвивающих упражнений, самомассажа, элементов ритмики, фитбола.
Медицинский персонал. Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм. Осуществление контроля режима и качества питания. Оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
2.5.4. Годовое комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
(группы дошкольного возраста)
Годовое планирование воспитательно-образовательного процесса строится в логике комплексно-тематического планирования. Количесво учебных недель-36.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников и событий, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
• явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни спасибо, доброты, друзей и др.);
• окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
• миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
• наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Специфической особенностью планирования в группах раннего возраста является то, что в работе с детьми широко используются игрушки - игровые персонажи «приходят в гости» к малышам и в процессе обыгрывания воспитатель решает поставленные задачи.
Модель комплексно-тематического планирования в ДОУ. Все возрастные группы. Приложение.
МЕСЯЦ |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬ НОСТЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ |
ТЕМА ОБЩЕСАДОВСКАЯ |
|
ТЕМА (ПРОЕКТ) ГРУППЫ |
||||
Младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
Итоговое мероприятие |
Формы работы |
|||
сентябрь |
1 неделя |
До свидания лето, здравствуй детский сад |
Я пришёл в детский сад |
здравствуй группа |
До свидания лето, здравствуй детский сад. |
До свидания лето, здравствуй детский сад. |
День знаний. Праздник «Новоселье» |
Экскурсия в школу, разучивание стихов о школе. |
2 – 3 неделя
4 неделя |
Мой любимый детский сад
День здоровья |
Мой любимый детский сад
День здоровья |
Мой любимый детский сад
День здоровья |
Мой любимый детский сад.
День здоровья |
Мой любимый детский сад.
День здоровья |
Проект «Наш детский сад» Выставка рисунков «Мой любимый д\с» Спортивный праздник «Я выбираю спорт». И\з «Веселый мяч» ст.гр. |
Ситуативные разговоры, экскурсии по детскому саду, беседы о профессиях сотрудников ДОУ. |
|
октябрь |
1 – 2 неделя |
«Труд человека осенью»
|
«Труд человека осенью»
|
«Труд человека осенью»
|
« Труд осенью» |
«Труд осенью»
|
Выставка детских рисунков, поделок на тему «Осенний Калейдоскоп» . И\з «Урожай собирай» ст.гр. проект «Осень золотая», «Осенние посиделки» |
Рассматривание овощей необычной формы и умение видеть в них символические образы (бином: картошка в виде птички. Собачки и т.д.)Изготовление поделок.из природного и бросового материала |
3 неделя |
Осень разноцветная. |
Осень разноцветная. |
Что нам осень принесла |
Дары осени |
Осенняя пора очей очарованье |
Праздник«Осени». Дары осени. И\з «Осенний букет в корзине» мл.гр. И\з «В царстве красок» в ср.гр. и\з»Мастерская художницы Осени» в под. гр. |
Совместные наблюдения на прогулке за плодово-ягодными растениями. Дидактические игры. Рассматривание картин великих авторов,
|
|
4 -5 неделя |
«Неделя сказок» |
«Неделя сказок» |
«Неделя сказок» |
«Неделя сказок» |
«Неделя сказок» |
Праздник « День сказок» и\з «В гостях у сказки» ср. гр. Выставка на лучшую поделку«Сказка своими руками» выставка рисунков «Моя сказка». |
Беседы, наблюдения, Театрализованные, дидактические игры, продуктивная деятельность. Сочинение сказок с использованием метода моделирования и приемов РТВ «Там, на неведомых дорожках», папка-передвижка «Сказки на ночь» |
|
ноябрь |
1 – 2 неделя |
« Край в котором я живу» |
Мой дом, мой поселок |
Мой дом, мой поселок |
« Край в котором я живу» |
« Край в котором я живу» |
Конкурс чтецов «Люби и знай свой родной край». Фольклорный праздник «Кузьма- Демьян лун», выставка рисунков «Мой любимый Коми край» |
Спортивные развлечения. Беседа «Родной край». Подвижные игры, эстафеты. Рассматривание фотоальбомов. |
3 – 4 неделя |
Моя семья |
Я и моя семья |
Моя семья. |
Родословная. Увлечения моей семьи. |
Семейные традиции |
Выставка рисунков«Наша дружная семья», «Семейные фотографии» И\з «Петушок» мл.гр. |
Рассматривание семейных фотоальбомов, беседы, сюжетно-ролевые игры. Конкурс с родителями «Моя семья» |
|
декабрь |
1 – 2 неделя |
«Зимушка-зима. |
«Зимушка-зима.
Животный мир |
«Зимушка-зима.
Животный мир |
Зима в природе.
«Растительный и животный мир» |
Зима в природе
«Растительный и животный мир». |
Выставка рисунков «Зима белоснежная», проект «Снежинка»,«Зимние игры и забавы. |
Подвижные игры, эстафеты. Семейные поделки «Кормушка для птиц». Рассматривание фотоальбомов о природе Коми края. |
3 – 4 неделя |
Новый год. |
В гостях у ёлки. |
В гостях у ёлки. |
Новый год. |
Новый год. |
Создание коллажа «Новый год в лесу» Здравствуй Новый год. Краткосрочный проект «Елочнка- красавица» |
Новогодний утренник. Карнавал. Конкурс «Новогодняя маска» , Самейный конкурс на лучшую елку,Костюмированный бал. |
|
январь |
2 –неделя
Каникулы
3-неделя 4-неделя 5-неделя |
Рождественские забавы коми народа.
Вежливых слов Транспорт Безопасность
|
Рождественские забавы коми народа.
|
Рождественские забавы коми народа.
|
Рождественские забавы коми народа.
|
Рождественские забавы коми народа.
|
Фольклорный праздник «Святки»И\з Прощание с ёлкой мл. гр. И\З«Проггулка в зимнем лесу» ср.гр. «Маша и рукавички» ср. гр. Выставка детского творчества «Автобус для зверят» |
Чтение коми сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы, наблюдения, Театрализованные, дидактические игры, продуктивная деятельность. |
февраль |
1 – 2 неделя
|
Профессии |
Мой дом, моя улица |
Мой поселок. |
Моя родина- Россия (символика) |
Космос вокруг нас. Моя родина- Россия (символика) |
И/З «Прогулка по зимнему лесу» мл.гр. ,Выставка «Все работы хороши» |
Оформление «Дерево дружбы». Наблюдение за поступками взрослых и детей. Помощь старших младшим. |
3 – 4 неделя |
День защитника Отечества. |
День защитника Отечества. |
День защитника Отечества. |
День защитника Отечества. |
День защитника Отечества. |
Праздник « День защитника Отечества» И\З «Богатыри земли Коми» под.гр. |
Рассматривание иллюстраций. Спортивный конкурс с участием пап. Изготовление подарков для пап. |
|
март |
1 – 2 неделя
2-неделя |
Наши мамы.
Неделя игры и игрушки. Масленица
|
Наши мамы.
Неделя игры и игрушки.
|
Наши мамы.
Масленица
|
Наши мамы.
Масленица
|
Наши мамы.
Масленица
|
Праздник мам и бабушек. Фольклорный праздник «Масленица» под.гр. Выставка – презентация моей любимой игрушки. И\з «В гостях у игрушек» ср.гр. |
Изготовление подарковдля мам. Рассматривание фотоальбомов, беседы, сюжетно-ролевые игры. |
3 неделя
4 неделя |
Здоровье
Безопасность |
Здоровье .
Безопасность |
Здоровье
Безопасность
|
Здоровье
Безопасность
|
Здоровье
Безопасность |
Физкультурный праздник «День здоровья», - Проект «Если хочешь -будь здоров» КВН «Азбука безопасности» , выставка рисунков«Здоровье в твоих руках»
|
Подвижные игры, эстафеты. Игры - драматизации, отгадывание загадок в условиях книжного уголка. Беседы, наблюдения,
|
|
апрель |
1 – 2 неделя |
Мир вокруг нас |
Мир вокруг нас |
Мир вокруг нас |
Мир вокруг нас Проект «Огород на окне» |
Мир вокруг нас Проект «Комнатные растения» |
И\з «Птички на И\з«Встреча весны» Выпечка жаворонков. под.гр., Фольклорный праздник «Пасха» под.гр. И\з»Подснежник» ст.гр. Проект «Друзья природы» |
Беседа о значении воды. Наблюдение ледохода. Совместные наблюдения на прогулке. Беседы о космосе. |
3 – 4 неделя |
Весна.
Мониторинг.
|
Весенние радости. Мониторинг.
|
Весенние радости
Мониторинг.
|
Весна - красавица.
Мониторинг.
|
Весна - красавица.
Мониторинг.
|
Итоги мониторинга. И\з «Птичье новоселье» ср.гр И\з «Мой щенок» мл.гр.. Развлечение «Весна красна»
|
Беседа о значении воды. Наблюдение ледохода. Совместные наблюдения на прогулке. Коллаж «Солнечная система».
|
|
май |
2- неделя |
День победы. Пасха |
День победы. |
День победы. |
День победы. Пасха |
День победы. Пасха |
И\з «Песни военных лет» И\з «Божьи коровки» мл.гр. |
Беседы о подвигах людей, полководцах. Изготовление подарков ветеранам. |
3 – неделя
4-неделя |
Техника вокруг нас.
Наши достижения Лето |
На чём люди ездят.
Мы стали больше лето |
На чём люди ездят.
Мы стали больше лето |
Если дома ты один.
Чему я научился лето |
Если дома ты один.
Выпуск в школу |
Выставка рисунков,плакатов. Экскурсия в пожарную часть. И\з «Едем к бабушке в деревню2 ср. , викторина «Техника вчера и сегодня». ,»Техника в нашей жизни». Спортивный праздник «Дети –дорога-безопасность» Праздник До свиданья, д\сад». |
Дидактические игры «Из чего сделано», «Как это работает». Просмотр мультфильма «Фиксики».
Беседы ,совместные наблюдения на прогулке. Выставка поделок «Летние фантазии» |
|
Итого: 36 учебных недель |
|
|
|
|
|
|
|
2.5.5. Максимально допустимый объем дневной и недельной образовательной нагрузки (непосредственно образовательной деятельности) в день/неделю для детей дошкольного возраста
Возраст |
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня |
Образовательная нагрузка в неделю |
дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет |
10 минут |
10 минут |
100 минут |
дети 4-го года жизни |
15 минут |
30 минут |
165 минут |
дети 5-го года жизни |
20 минут |
40 минут |
240 минут |
дети 6-го года жизни |
20-25 минут |
45 минут |
375 минут |
дети 7-го года жизни |
30 минут |
90 минут |
510 минут |
В январе для воспитанников организуются каникулы, во время которых организуют совместную деятельность по мероприятиям тематического дня каникул.
В летний период непосредственно образовательную деятельность не проводят. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок.
2.5.6. Планирование образовательной нагрузки
Воспитательно -образовательный процесс в ДОУ условно подразделен на :
• Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
• Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
• Самостоятельную деятельность детей
• Взаимодействие с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При организации ВОП учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность избежать перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Особенности организации образовательного процесса отражены в учебном плане ДОУ.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет время для федерального и регионального компонента образовательного стандарта по группам и образовательным областям. Учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой ДОУ. Построен на принципах дифференциации и вариативности.
2.5.7.Виды планирования
Структура плана воспитательно-образовательной работы
Тема:
Цель:
Задачи (подробно по теме по ОО на месяц):
Итоговое мероприятие:
Дни недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей
|
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая, индивидуальная Непосредственно образовательная деятельность
|
Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности |
Взаимодействие с социумом |
|
|
|
|||||
понедельник |
Утро |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
|
||
|
|
|||||
Прогулка |
|
|
|
|||
Работа перед сном
|
|
|
|
|||
Вечер |
|
|
|
2.5.8. Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда в детском саду построена с учетом принципов В.А. Петровского:
1. Принцип дистанции и взаимодействия. Помогает педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку в общении, учитывая состояние и вид деятельности. Этому способствует мебель, высота которой меняется.
2. Принцип активности. В отличие от семейной, статичной обстановки, среда в детском саду легко меняется в зависимости от интересов ребенка. Этому способствуют передвижные полочки, различные модули, стены творчества. Изменению среды способствует различное освещение и звуковое оформление.
3: Принцип стабильности – динамичности. Стабильность проявляется в том, что воспитанники находятся в своей возрастной группе с определенным составом детей. Наличие некоторых элементов (ширм, ковриков, модулей) может быстро превратить одну зону игровой деятельности в другую.
4. Принцип зонирования. Способствует созданию зон по интересам, в которых дети могут одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна активизировать ребенка и одновременно тормозить его и способствовать его интеллектуальному развитию. Для индивидуальной комфортности ребенка организуется пространство, где проходят его интимные моменты. Зоны планируются так, чтобы каждый ребенок мог найти себе комфортное место с точки зрения его эмоционального комфорта и благополучия.
6. Принцип учета половых и возрастных особенностей в проектировании развивающей среды. Учитывается половое различие детей. Игровая зона делится на зону девочек и мальчиков с наличием специального игрового материала. Кабины туалета также разделены.
7. Принцип сочетания элементов в эстетической организации среды. Интерьеры дошкольного учреждения украшены картинами, эстампами, дающими ребенку представления о различных культурах, а также детскими работами.
Развивающая среда специализированных помещений наполнена в соответствии с реализуемыми программами и с учетом тех же принципов построения развивающей среды.
Предметно - развивающая среда ДОУ:
1. Способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
2. Учитывает разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, чтение (восприятие художественной литературы) и др.);
3. Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников;
4. Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка - автобус);
5. Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
6. Способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместной партнерской деятельности взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
7. Меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
2.5.9. Взаимодействие с семьей
Семьи вовлекаются в единое образовательное и оздоровительное пространство детского сада через целесообразное использование традиционных и инновационных форм работы с родителями в оптимальном их сочетании.
Система работы ДОУ с семьей
Принципы работы с родителями |
Методы изучения семьи |
|||
Целенаправленность, систематичность, плановость. Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи. Доброжелательность, открытость.
|
Анкетирование. Наблюдение за ребенком. Посещение семьи ребенка. Беседа с ребенком. Беседа с родителями. |
|||
Формы работы с родителями |
||||
Общие, групповые, индивидуальные. |
Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции, информационные бюллетени вывешиваются (по договоренности на предприятиях, учреждениях).
|
Совместное проведение занятий, досугов. |
||
Беседы за круглым столом, презентация с целью познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом и коллективом педагогов; показ фрагментов разных видов деятельности по развитию личности каждого ребенка. |
Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки, организация тематических выставок, фотостендов, дни открытых дверей, организация походов на каникулах, организации летней оздоровительной работы. |
|||
Организация работы с родителями
Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»:
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «физическая культура»
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Образовательная область «Безопасность»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости – фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи – «01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к приводе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социализация»
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивает ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать, родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Образовательная область «Труд»
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познание»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуально развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественное творчество»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Образовательная область «Музыка»
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОУ с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.