1.Пояснительная записка
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» пгт. Жешарт разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009года).
Образовательная программа ДОУ обеспечивает разносторонне развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей с приоритетным осуществлением развития воспитанников по физкультурно-оздоровительному направлению и коми регионального компонента.
Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для воспитанников дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного возраста; систему мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Образовательная программа МБДОУ опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
В образовательной программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка с 2 - 7 лет.
Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей - младший дошкольный возраст - от 2-4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст - от 4-5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5-7 лет (старшая и подготовительные группы).
Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса.
Установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой ДОУ:
- инвариантная (обязательная) часть – 85 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.Обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования ;
- вариативная (модульная) часть – 15 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Обеспечивает вариативность образования; отражает систему работы по реализации приоритетного физкультурно-оздоровительного направления и регионального компонента .
Результат реализации Образовательной программы ДОУ: готовность ребенка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, заложены основы патриотического и гражданского воспитания, умение заботиться о своем здоровье и понимать важность здорового образа жизни.
1. 1. Характеристика воспитанников ДОУ.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении
В детском саду функционируют 12 групп разной направленности.
ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ГРУПП И КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В НИХ
Направленность групп |
Их количество |
№ групп
|
Численность детей |
Группа общеразвивающей направленности |
5 |
7,8 – ср.гр. 9,10,14 - ст.гр. |
108
|
Группа оздоровительной направленности |
4 |
2,3 – I мл.гр. 4,5 – II мл.гр. |
90 |
Группа комбинированной направленности |
3 |
11,12,13 |
64 |
Логопункт |
1 |
|
33 |
Группы, изучающие коми язык
|
8 |
7,8 - ср.гр. 9,10,14 - ст.гр. 11,12,13 - подг.гр. |
185 |
Общая численность детей: 266
2 группы раннего возраста - 42 детей, 10 групп дошкольного возраста - 224 детей.
Средняя наполняемость групп составляет 22 ребенка, что соответствует нормативам СанПин.
Посещают логопункт - 33 ребенка.
В детском саду от общего числа детей – 55 % мальчиков и 45 % девочек.
Первое место по количеству простудных заболеваний занимают дети раннего возраста, так как дети, впервые поступили в детский сад и проходят адаптационный период. Второе место занимают вирусные заболевания у детей среднего возраста. Третье место – дети подготовительных групп.
В детском саду
· детей с первой группой здоровья - 29 % ,
· детей со второй группой здоровья - 61 %,
· детей с третьей группой - 10 %.
Средний уровень физического развития детей по ДОУ составляет:
· выше среднего – 94% детей,
· средний – у 4% детей,
· ниже среднего – 2% детей.
Наблюдается увеличение детей из группы риска заболевания туберкулезом:
2008 - 18; 2009-6; 2010-14; 2011 -23, 2012-24
Детей с нарушениями осанки- 8 %, с нарушениями речи- 22 %.
Анализ контингента родителей выявил:
· 84% детей, проживающих в полных семьях,
· 6% детей воспитываются в многодетных семьях,
· 1% детей воспитываются опекунами.
Увеличивается количество семей, мигрирующих из поселка в города (состоятельные семьи); увеличивается численность семей, имеющих одного ребенка, а, следовательно, уменьшается количество многодетных семей; уменьшается количество обеспеченных семей; увеличивается количество неполных семей и семей, имеющих тенденцию к уменьшению благополучности (в таких семьях, как правило, родители воспитывают своих детей, с заниженным учетом гендерных особенностей).
1.1.1Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
всех возрастных групп:
Особенности развития ребенка – второго года жизни
В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200—250 г, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблется от 83 до 91 см, а вес — от 11 до 13 кг.
Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4—4,5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12,5 часа. Ребенок спит днем один раз.
В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно-действенное мышление, память. Идет процесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.
Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных качеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативной.
Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.
Особенности развития ребенка третьего года жизни
В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. Дети во многом несамостоятельны. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие.
Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. Речь ребенка только формируется и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые конструкции и короткие предложения.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций.
К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации – упорядочения по размеру.
На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру.
Ребенок двух-трех лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно.
Для поддержания ровного положительного эмоционального фона важно соблюдение четкого режима дня.
В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.
Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.
Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он самостоятельно пьет из чашки.
В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.
В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.
Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый.
В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители.
Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.
Возрастные особенности детей 2 младшей группы
Возрастные особенности детей |
Достижения возраста |
Приоритетные |
|
Виды деятельности |
Формы работы |
||
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Желание ребенка выполнять такую же функцию, как взрослый, приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры. Главной особенностью игры является ее условность. Дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами только начинают формироваться. Начинают формироваться представления о предмете. Дети уже могут использовать цвет. Дети способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Восприятие 5-ти и более форм,цветов, дифференцирование предметов по величине, ориентировка в пространстве. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Развиваются память и внимание. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребенка во многом ситуативное. |
Общение становится внести туативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Развивается воображение. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Развитие мелкой моторики через лепку. Развитие восприятия через аппликацию. Переход к сенсорным эталонам. Устанавливают некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Начинает развиваться самооценка, половая идентификация. |
Коммуникативная Игровая Продуктивная Познав. исслед., конструктивная Чтение (воспр.) худож. лит-ры Двигательная Музыкально-художественная Трудовая |
Речевая ситуация Сюжетные игры Сюжетные игры Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Наблюдение Конструирование Чтение Разучивание Игровые упражнения Подвижные дид. игры Слушание Исполнение Подвижные игры (с муз. сопровождением) Совместные действия |
Возрастные особенности детей средней группы
Возрастные особенности детей |
Достижения возраста |
Приоритетные |
|
виды деятельности |
Формы работы |
||
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Для пятилетнего ребенка особую важность приобретает процесс идентификации себя со сверстниками. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. |
Начинает развиваться образное мышление. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Совершенствуется ориентация в пространстве. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Формируются особенности воображения: оригинальность и произвольность. Речь становится предметом активности детей. Ведущим становится познавательный мотив. Возрастной феномен – повышенная обидчивость. Появляются конкурентность, соревновательность. Потребность в уважении со стороны взрослого, его похвале. |
Коммуникативная Игровая Продуктивная Познав.-исслед., конструктивная Чтение (воспр.) худож. лит-ры Двигательная Музыкально-художественная Трудовая |
Речевая ситуация Сюжетные игры Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Наблюдение Конструирование Чтение Разучивание Игровые упражнения Подвижные дид. игры Слушание Исполнение Подвижные игры (с муз. сопровождением) Совместные действия |
Возрастные особенности детей старшей группы
Возрастные особенности детей |
Достижения возраста |
Приоритетные |
|
виды деятельности |
Формы работы |
||
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек – самоделок, простейших механизмов и моделей. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. |
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность, может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Восприятие усложняется: дети могут различать не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Развивается словесно-логическое мышление. Внимание становится произвольным. Развивается связная речь, фонематический слух. Игровая деятельность характеризуется распределением ролей, структурированием игрового пространства. |
Коммуникативная Игровая Продуктивная Познав.-исслед., конструктивная Чтение (воспр.) худож. литерары Двигательная Музыкально-художественная Трудовая |
Речевая ситуация Сюжетные игры Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Наблюдение Конструирование Чтение Разучивание Игровые упражнения Подвижные дид. игры Слушание Исполнение Подвижные игры (с муз. сопровождением) Совместные действия |
Возрастные особенности детей подготовительной группы
Возрастные особенности детей |
Достижения возраста |
Приоритетные |
|
виды деятельности |
формы работы |
||
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, брови, подбородок. Дети свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. У детей продолжает развиваться связная речь. |
Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. |
Коммуникативная Игровая Продуктивная Познав. -исслед., конструктивная Чтение (воспр.) худож. литерары Двигательная Музыкально-художественная Трудовая |
Речевая ситуация Сюжетные игры Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Наблюдение Конструирование Чтение Разучивание
Игровые упражнения Подвижные дид. игры Слушание Исполнение Подвижные игры (с муз. сопровождением) Совместные действия |
1.2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей в МБДОУ «Детский сад №2комбинированного вида» пгт. Жешарт (далее ДОУ) строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.
В основу работы ДОУ заложены цели и задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
Основной целью деятельности ДОУ является предоставление гражданам Российской Федерации гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Предметом деятельности ДОУ является услуги в области дошкольного образования (воспитание, обучение, развитие детей); присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста в дневное время.
ДОУ осуществляет в соответствии с заданиями Учредителя деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
Основными задачами ДОУ являются:
1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4.Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Приоритетными задачами ДОУ являются:
Осуществление физкультурно-оздоровительного развития детей средствами здоровьесберегающих технологий, игровой, двигательной, деятельности.
1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется Образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации, а так же примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Главная цель в реализации Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей по реализации Программы педагогический коллектив ДОУ определяет следующие задачи:
1.обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия каждого ребенка.
2.обеспечить стандарт дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
3. создать условия, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.
4.создать модель учебно-воспитательного процесса, основанную на традиционных, инновационных методиках и технологиях с максимальным использованием разнообразных видов детской деятельности, их интеграции.
5. обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной активности, чтения в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, включая взаимодействие с семьей и социумом по реализации Образовательной программы дошкольного учреждения.
Отбор содержания, организационных форм, методов и технологий осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, миссией дошкольного учреждения, его нормативно-правовым статусом.
Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает принцип влияния индивидуального и дифференцированного подхода на развитие интересов и способностей ребенка, являющимися основой для раскрытия его творческого потенциала через организацию дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Вторая часть программы также отражает систему работы педагогического коллектива по реализации: приоритетного направления и регионального компонента.
Результат реализации Образовательной программы детского сада: готовность ребенка к дальнейшему всестороннему развитию, психологическая готовность к школьному обучению, заложены основы патриотического и гражданского воспитания, умение заботиться о своем здоровье и понимать важность здорового образа жизни.
1.4.Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Личностное развитие воспитанников рассматривается в ДОУ как ключевое условие повышения качества образования, что позволяет педагогам уменьшить долю репродуктивной деятельности за счет эффективного использования современных образовательных технологий, методов обучения: метода проектов, метода наглядного моделирования и метода экспериментирования.
Содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Содержание и формы воспитательно-образовательного процесса ДОУ определяются с учетом:
•Приоритетного направления деятельности ДОУ – физкультурно-оздоровительного развития детей.
Приоритетное направление деятельности детского сада – физкультурно-оздоровительное развитие детей определяет необходимость использования в воспитательно-образовательной работе с детьми программ:
-«Здоровье»,«Ясли - это серьезно»,автор Алямовская В.Г.. Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий физкультурно-оздоровительного плана для группы оздоровительной направленности.
- «Развивающая педагогика оздоровления», автор Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. Содержание данной программы предполагает определенный перечень занятий физкультурно-оздоровительного плана для группы комбинированной направленности.
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы Филичев Т.Б., Чиркина Г.В.. Содержание данной программы предполагает организацию работы учителя-логопеда в логопункте.
• Направлений, заданных реализуемыми программами:
- «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой
- Программа развития и воспитания детей Республики Коми «Парма»,автор БелыхС.С. направлена на реализацию национально – регионального компонента, что позволяет более качественно организовать педагогический процесс по приобщению воспитанников к этнокультуре.
• Потребностей родителей в образовательных услугах.
1.5. Принципы и подходы к формированию образовательной программы ДОУ:
Программа ДОУ строится на основании следующих принципов:
• Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса
Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей;
• Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.